ЗОЛОТОЙ ПАТЕНТ

 

          Российский инновационный бизнес не умеет добиваться получения иностранных зонтичных патентов на изобретения, обеспечивающих их конечному приобретателю законную монополию на 20 лет и высокую прибыль. Но это придется делать: эпоха потребительского бума не вернется в РФ, а конкуренция непатентованных продуктов будет нарастать во всем мире. В России много инноваций мирового уровня на уровне идей. Выигрывают те предприниматели, которые делают из них актуальные патенты для продажи.

ПАТЕНТ НА ИЗОБРЕТЕНИЕ – ОСНОВА КАПИТАЛИЗАЦИИ МОЕЙ КОМПАНИИ

          Это утверждение – банальность для владельца или акционера любой технологической компании в любой развитой стране. В США и многих странах Европы уже более 100 лет, во многих странах Юго-Восточной Азии уже десятилетия получение патента на актуальное изобретение – это самый доступный и быстрый путь заработать миллионы долларов. В 2016 г. мировым экономическим лидером стал Китай, в том же году китайскими изобретателями подано более 1.5 млн. заявок на получение патентов – больше, чем во всем остальном мире за этот год. Капитализация китайских компаний растет именно за счет интеллектуальной собственности: главным критерием инвестиционной привлекательности инновационного проекта является наличие актуальных патентов на изобретение. Средняя зарплата в Китае уже сейчас в 2 раза выше, чем в России.

          Это утверждение – фантастика для абсолютного большинства российских бизнесменов. В России, с её гигантским научным потенциалом, стоимость патентов составляет менее 1% от стоимости российских компаний, да и количество их более чем скромное.

          Почему эта проблема не решается, а только нарастает год от года? Нет никаких формальных причин для этого парадокса. В России есть законодательная база для инновационной экономики, основанной на интеллектуальной собственности (4-ая часть ГК РФ). Есть государственные программы компенсации расходов на НИОКР, компенсации получения патентов на изобретения за рубежом и оплату зарубежных пошлин, других расходов на развитие и экспорт технологий. В России ежегодно выделяются из бюджета на построение инновационной экономики деньги, сравнимые в абсолютных цифрах с аналогичными затратами ведущих стран.

          Это не работает: в целом российский бизнес спит.

          Российские предприниматели, работающие на внутренний рынок, теряют доходы параллельно со снижением покупательной способности населения. Но пока не меняют стратегию, не желают учиться или пользуются суррогатными знаниями и бизнес - идеями.

          Государственная инновационная политика Российской Федерации работает неэффективно, хотя несложные организационные усилия могут дать ей сильный импульс развития. Нынешних законов и постановлений  недостаточно для ее построения. Нужна настройка этого тонкого инструмента, который сейчас грубо фальшивит. Этого в России делать некому: у Си Цзиньпин есть советник по интеллектуальной собственности, у В. В. Путина нет такого советника.

          Российские власти по-прежнему пытаются делать ставку на нефтегазовую бизнес - модель и уверены, что с инновационной экономикой все как-то само собой настроится. Это не современно – роль государства в построении инновационной экономики очень важна – но возможно.

          Неэффективность правительства РФ при наличии всех необходимых законодательных инструментов дает отличные возможности предпринимателям. Научные учреждения РФ, имея некорректное целеполагание от государства, ожидаемо деградировали, превратившись в «инновационные» фабрики по глубокой переработке бюджетных денег в псевдоинновационный мусор: имитационные, никому не нужные патенты, не имеющие никакого отношения к деньгам отчеты, рейтинги, индексы и пр. С деморализаций настоящих ученых: они имели и имеют весьма скромные зарплаты, имели и имеют много великолепных идей и прототипов. Но не знают, что с ними делать.

          Именно поэтому ученые готовы сотрудничать с бизнесом.

          Российская Федерация как государство пока не готово организовать коммерчески эффективную науку. Но коммерческие инновации уже начал делать российский бизнес: у него просто нет другого пути для выживания в эпоху дешевой нефти и газа, санкций и глобальной конкуренции. Более 70% коммерческих патентов в мире создаются на деньги частных инвесторов. При этом расходы на их создание иногда не превышают $10 тыс.

ЛУЧШЕЕ ВРЕМЯ ДЛЯ ИННОВАЦИОННОГО БИЗНЕСА

          Кризис для умного бизнесмена – уникальная возможность радикально изменить стратегию и получить сверхприбыль на меняющемся рынке. Сегодня для этого существуют идеальные условия. Позволю себе дать советы, основанные на многолетней практике.

НЕ ВЫХОДИТЕ ЗА ПРЕДЕЛЫ СВОЕЙ КОМПЕТЕНЦИИ

          Имея самых замечательных консультантов – слушайте их, но не верьте никому. Только себе. Неважно, чем Вы занимаетесь: у Вас есть уникальный опыт и знания, которого нет ни у кого другого. Базовое образование, особенно советское или раннее постсоветское, сильно помогает отличить зерна от плевел. Ищите и находите прорывные инновации только в своей области компетенций – они прямо сейчас есть рядом с Вами. Не покупайтесь на не понятые Вами до самой сути модные бизнес - тренды. Если Вы нашли что-то внешне интересное, но вне пределов своей компетенции – поднимите свой уровень знаний хотя бы до базового и только потом принимайте инвестиционное решение. Повышайте постоянно бизнес-грамотность: невозможно сделать успешный бизнес в быстроменяющемся мире без понимания, куда он идет.

БУДЬТЕ ОТКРЫТЫМИ

          Говорит бывший лидер японской порноиндустрии, а сейчас гуру инновационного бизнеса Кейши Камеяма: "После пятидесяти я уже не могу придумать ничего нового. Я живу за счет идей, с которыми ко мне приходят другие".

          Работайте напрямую с теми, кто предлагает Вам новые продукты или сервисы. Неискоренимая особенность народа России – изобретательность. Ничего в борьбе с ней не помогает – ни почти полное отсутствие финансирования 90-х, ни нынешнее слепое заливание научных учреждений бюджетными деньгами за отчетное бумагомарательство. Поэтому у каждого открытого к общению бизнесмена всегда есть возможность купить качественную прорывную идею или прототип и после упаковки продать патент.

НЕ ВЕРЬТЕ ИЗОБРЕТАТЕЛЯМ

          Именно так, никогда не верьте им на слово – других таких искренних фантазеров и честных обманщиков нет на свете. Особенно опасайтесь изобретателей из университетской и академической среды – зачастую это профессиональные мошенники, сделавшие неплохие деньги на имитации инноваций за государственный счет. Но всегда слушайте их внимательно и находите бизнес-зерно в их проектах, в 3-5 % случаев это зерно находится.

НЕ ВЕРЬТЕ ПАТЕНТНЫМ ПОВЕРЕННЫМ

          Патентные поверенные или патентные агентства, которые вроде бы должны за Ваши деньги создать Вам дорогой актив – Ваши долгосрочные исключительные права на качественную и рыночно актуальную интеллектуальную собственность в виде патента и товарного знака – нечасто способны на это. Большое количество полученных товарных знаков или патентов у патентного поверенного или агентства не уменьшают, а увеличивают Ваши риски – Вы поддаетесь магии количества, забывая про качество. Для Вас имеет значение только размер дохода, который патенты принесли их владельцам. Задайте этот вопрос любому патентному поверенному – и Вы получите невразумительный ответ.

          И нет в этом их вины. Только предприниматели - инноваторы виноваты в неуспехе. Чтобы получить то, что ты хочешь, необходимо уметь ясно поставить задачу исполнителю (патентному поверенному) и уметь контролировать ее выполнение. Вы этого заведомо не умеете, это могут только профессионалы с опытом: написание качественных заявок, переписка с патентными ведомствами и получение рыночно актуальных зонтичных патентов на изобретения, надежно «перекрывающих кислород» другим возможным техническим решениям, а также регистрация товарных знаков, способных стать дорогими брендами – крайне специфичная юридическая и маркетинговая работа.

          Поэтому найдите тех, кто уже имеет документально подтвержденный положительный опыт собственных инвестиций в патентные проекты или уже сделал такие же успешные бизнесы для партнеров: только такие персоны могут управлять Вашими патентными делами.

СТАВЬТЕ ПРАВИЛЬНУЮ ЗАДАЧУ

          Это самое главное. Ставьте правильную задачу самому себе. А она при работе с инновациями отнюдь не инновационная, а банальная – дешево купить и дорого продать, максимально возможно быстро получив максимально возможную прибыль.

          Глобальный высокотехнологичный рынок – это рынок слияний и поглощений для целей монопольного доминирования и получения сверхприбыли. Бывают временные исключения из этого правила на быстрорастущих рынках (к примеру, Apple и Samsung), но рано или поздно объединят активы и вместе станут первыми. Они уже несколько лет активно занимаются перекрестным лицензированием своих патентов: это идущий де-факто процесс слияния, юридически неподвластный регуляторам.

          Поэтому готовьте изначально свои патенты для продажи одному из профильных глобальных состоявшихся или формирующихся технологических лидеров, добившихся успехов через создание или приобретение патентов. Это наименее рисковый путь инвестиций в инновационный проект.

          Почему я не советую Вам путь развития собственных системных продаж Вашей инновационной продукции? Первая причина: потому что в РФ низкий платежеспособный спрос, а вне РФ это сделать не так уж и быстро, как Вам может показаться, особенно в условиях санкций. Ваши патенты в это время старятся и оставляют их конечному – лучшему – покупателю все меньше времени на патентную монополию (максимальный срок 20 лет). Покупателю достаточно от Вас в большинстве случаев только качественных патентов. Вторая причина – в России нет адекватной промышленной базы ни для прототипирования предмета изобретения, ни для серийного производства экспортно-ориентированной инновационной продукции. Успехи ВПК являются исключением и лишь оттеняют общую удручающую картину. Третья причина – при продаже качественных патентов с длительным сроком патентной монополии без организации продаж Вы получите от иностранного покупателя намного больше денег, чем при продаже развитого бизнеса, но с истекающими по срокам действия патентами.

          Это правило не имеет исключений: имея качественные патенты в тех странах, где они востребованы, Вы всегда получите от покупателя намного больше денег, чем по классической формуле продажи обычного бизнеса:

чистая прибыль за последний год х 10 лет переговорный дисконт = цена покупки

          В РФ промышленность не ориентирована на инновации, поэтому наиболее ликвидны именно зарубежные патенты. После патентного duedil (анализ качества Ваших патентов, обычный срок 2-3 месяца) Вы продадите Вашу интеллектуальную собственность тому, кто, имея цель доминирования, имеет большие деньги и серьезные компетенции, чтобы быстро добиться этого. Получить временную  монополию в какой-то перспективной рыночной нише – заветная мечта любого производителя и/или продавца, и есть только один законный и быстрый путь осуществления этой мечты – покупка или создание качественного пакета интеллектуальной собственности, включая патенты.

          Если Вы уже производите в РФ и продаете продукцию, содержащую потенциально патентуемые решения (оригинальные рецептуры, комплектующие, инновационные технологические процессы и т.д. и т.п.) – обязательно защитите эти решения в РФ и в стране экспорта, защитите себя от конкурентов и увеличьте капитализацию своей фирмы через качественную интеллектуальную собственность.

ПОЛУЧИТЕ ПРИБЫЛЬ

          Создайте рыночно актуальный и юридически качественный пакет патентов и товарных знаков – и он будет продан в 5-10 раз дороже расходов на его создание.

          И все-таки, так ли нужны патенты на изобретение, «мутная тема», нельзя ли делать бизнес без них? Можно, по принципу: «Доктор, скажите честно, я буду жить?» – «Да, будете, но мало и плохо». Потому что существует ещё одно правило без исключений – если Вы решитесь на производство и продажи при отсутствии качественной патентной защиты, то на проторенную за Ваши деньги дорогу немедленно придут китайские, отечественные или другие производители. И Ваш незащищенный патентами от конкуренции проект станет либо крайне низкомаржинальным, либо умрет. Вам это надо?

          Делая выгодный бизнес по этой бизнес - модели, Вы одновременно делаете дело, одинаково выгодное для своей страны и для тех стран, которые сейчас в глубоком конфликте с РФ. Международное разделение труда – Россия генерирует и продает патенты, Запад их покупает – резко уменьшит степень конфронтации между Россией и Западом, более того – неизбежно сделает их вынужденными партнерами, технологически зависимыми друг от друга. При этом интересы национальной безопасности России защищены – российские патенты на оборонные и двойные технологии не могут публиковаться: в Роспатенте работает эффективный фильтр.

          Продажа исключительных прав на патенты прямо прописана в Указе В. В. Путина от 01.12.2016 г. «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации». Поэтому Вам не стоит опасаться обвинений в распродаже Родины. Интеллектуальная собственность – это особый ресурс: чем больше ее продается, тем больше появляется новой. Ищите и находите новые технологии, нужные рынку сегодня и завтра. Делайте качественные патенты, получайте от государства компенсацию расходов, продавайте патенты, получайте прибыль – и новых Вам успехов!

Юрий Ткаченко, владелец ООО «Управление интеллектуальной собственностью»,

юрист со специализацией в патентном праве.

См. также:

Видеоматериалы
"Стартап в условиях глобализации",
"Хороший и плохой патент",
"Аукционы патентов".

COPYRIGHT ©2017. IP Management LLC. All rights reserved. 

Any copying and reproduction of the site materials is possible only with reference to the website of the Rightholder.

PATENT SELL. TRADEMARK SELL.

CREATE TRADEMARK.

PRIOR ART. PATENT APPLICATIONS.