Компания IP Management – содействие изобретателям

October 4, 2019

Целевая аудитория: изобретатели и правообладатели, желающие продать патент, лицензировать патент, продать изобретение, привлечь инвестиции в изобретение, найти инвестора в изобретение.


Изобретатели, инноваторы, патентообладатели и заявители часто просят нас пояснить детали нашей работы – что именно и для чего мы делаем в рамках сотрудничества с теми, кто хочет продать патент или найти инвестора в своё изобретение? Мы постарались суммировать несколько соображений на эту тему и изложить их. Итак.


1. Внешняя экспертиза качества заявки или патента – почему это необходимо? Не только потому, что это стандартная мировая практика (см. https://www.ip-management.ru/ip-due-diligence). На текущий момент российские реалии в сфере коммерческого оборота интеллектуальной собственности, к сожалению, таковы, что внешний анализ качества патента или заявки даже более востребован, чем в других развитых странах. Это связано, в том числе, со сложившейся ситуацией на рынке патентных услуг в России: рынок перенасыщен недорогими, но, к сожалению, не всегда качественными предложениями от «писателей» заявок (чаще всего – надомников), при этом у потребителя – среднестатистического российского изобретателя – недостаточно знаний о том, какие требования предъявляются к коммерчески качественному патенту, и как качественно написанный патент отличить от некачественного, поэтому критерии у потребителя заведомо занижены. В такой питательной среде качество заявок и патентов постоянно и неуклонно снижается, и этот деструктивный процесс идёт с ускорением, которое обусловлено указанным контуром положительной обратной связи: рынок перенасыщен низкокачественными дешёвыми и быстрыми предложениями, критерии качества близки к нулю, поэтому качество услуг продолжает падать. В итоге внешний анализ заявки или патента, претендующего на то, чтобы быть проданным, жизненно необходим патентообладателю, желающему продать или лицензировать патент или привлечь инвестиции. Повторим: минимально-достаточное для получения патента соответствие требованиям органа-регистратора не имеет никакого отношения к таким коммерчески значимым свойствам, как объём исключительных прав, устойчивость патента, обоснованность его мировой новизны, и т.д. и т.п. Все эти коммерчески первостепенные показатели приходится изучать при внешнем анализе патента или заявки. Впрочем, печальная ситуация с качеством оказываемых услуг в России типична не только для такого интеллектоёмкого сегмента, как патентование и коммерческий оборот патентов. Обратите внимание, как популярна стала, например, услуга "экспертиза качества ремонта" – наверняка Вы видели автомобили с такой надписью на борту и встречали соответствующие объявления в сети. Это очень характерный симптом: массовая халтура на рынке услуг подстёгивается стремлением потребителя к «быстро и дёшево» и заниженными, из-за незнания тонкостей ремесла, критериями потребителя – и спасением оказывается только внешняя экспертиза качества оказанных услуг …


2. Теперь давайте рассмотрим ситуацию, когда патент получен, и патент высокого или даже очень высокого качества. Прежде, чем предпринимать какие-то действия по продаже патента или привлечению инвестиций в реализацию изобретения, патентообладателю следует ясно осознать несколько базовых вещей. Первое – патент напрямую никогда ничего не разрешает, в том числе и самому патентообладателю. Как только патентообладатель попытается начать производство товаров или оказание услуг, защищённых в патенте, он сразу же сталкивается с вопросом о патентной чистоте продукта (freedom to operate & freedom to action), и этот вопрос необходимо будет проверять отдельно. И это один из аргументов в пользу того, что далеко не всегда имеет смысл самому, очертя голову, бросаться в реализацию своего изобретения – налаживать производство и т.п. Чаще гораздо выгоднее и надёжнее продать или лицензировать свой патент среднему или крупному игроку на рынке – достаточно опытному и богатому, чтобы решить все вопросы с патентной чистотой, налаживанием производства, обеспечением соответствия нормативам и стандартам, и т.д.


Что же реально даёт патент своему владельцу? Патент позволяет патентообладателю запрещать делать что-то кому-то – запрещать производить продукт или оказывать услугу, использовать их, продавать и покупать. Поэтому, кстати, получение качественного (именно качественного – некачественный патент никому ничего толком не запрещает) патента – это, в том числе, мера безопасности для самого изобретателя, чтобы не оказаться в парадоксальной ситуации, когда кто-то успел запатентовать раньше, и теперь запрещает самому изобретателю использовать собственное изобретение.


Итак, патент позволяет запрещать что-то кому-то. Что именно – это должно быть понятно из самого патента, и чем лучше он написан, тем шире перечень объектов, потенциально подпадающих под запрет. А вот кому? И тут мы переходим к очень тонкому вопросу – поиску потенциального покупателя / лицензиата патента или инвестора в изобретение. Западные авторы (вновь обратимся к https://www.ip-management.ru/ip-due-diligence) в один голос говорят: потенциально конфликтная ситуация с возможным нарушением исключительных прав – это идеальная стартовая площадка для начала конструктивных переговоров. Это правило действует и для мелких и для крупных игроков на рынке. Но есть нюанс: у крупных игроков достаточно ресурсов, чтобы постоянно мониторить ситуацию – не выданы ли в патентных ведомствах патенты, пересекающиеся с патентами, принадлежащими этому игроку? Не появились ли (или пока просто анонсированы) на рынке товары или услуги, подпадающие под патенты этого игрока? В первом случае обычно следует исковое заявление с требованием полностью или частично аннулировать пересекающиеся патенты. Во втором случае начинается очень тонкая и сложная игра, сочетающая стремление патентообладателя наложить запрет на продукцию, подпадающую под его патенты, с его желанием лицензировать эти патенты нарушителю, если сам патентовладелец не планирует интенсивно осваивать соответствующие сегменты рынка.


Теперь давайте спросим себя: а есть ли такие возможности у рядового российского патентовладельца – физического лица? Будет ли он регулярно отслеживать базы патентных ведомств, чтобы своевременно опротестовать патенты, пересекающиеся с его собственным? И сможет ли он на постоянной основе мониторировать рынок, чтобы отследить потенциальных нарушителей? Вряд ли. И это ещё одна причина, почему продать патент или лицензировать его выгоднее, чем самому заниматься реализацией описанного в патенте технического решения.


А вот чтобы понять, каким игрокам имеет смысл предлагать свои патенты, патентообладателю целесообразно обратиться в специализированные фирмы, такие, как «Управление интеллектуальной собственностью». Один из стандартных приёмом в поиске потенциальных покупателей патентов или лицензиатов – это тщательный анализ патентной активности. С помощью такого анализа удаётся выявить, кто из крупных и средних игроков наиболее активен в данном сегменте патентования изобретений – подаёт заявки, получает патенты. Итоговый топ-100, топ-50 или топ-10 таких крупных активных игроков – это перечень тех, кому потенциально патенты изобретателя могут мешать (так это или не так – это тема для анализа качества патента – см. предыдущий параграф), а значит, к этим игрокам можно идти с коммерческим предложением о продаже или лицензировании патентов изобретателя.


«Но, – скажет изобретатель, – я хорошо знаю предметную область и хорошо представляю ключевых игроков на рынке, зачем мне такие сложности?». Не совсем так. Проведём параллель: хорошо известно, что анализ патентов и заявок в какой-то предметной области позволяет составить представление о главенствующих трендах на пять лет вперёд (а анализ не-патентной специализированной литературы – на год - два, в лучшем случае). Также и в случае с игроками на рынке: анализ патентной активности даёт более релевантный и долгосрочный срез, чем анализ экономических и технических обзоров. Для примера: кто мог подумать, что крупнейшие мировые игроки в области IT и интернет-технологий будут активно осваивать сегмент пассажирских перевозок? А патентная активность крупных сетевых ритейлеров за последние годы возрастёт в разы (иногда даже в десятки раз)? Если смотреть обычные публикации – никто. Если анализировать патентные базы – это было почти очевидно несколько лет назад.


Но профессиональный анализ патентных баз данных позволяет не только строить достоверные прогнозы на несколько лет вперёд. Такой анализ позволяет найти очень перспективных, но совершенно неожиданных покупателей или лицензиатов патентов. Дело в том, что мы живём в мире глобализации и диверсификации, мире мультибрендовых мега-корпораций, которые успешно конкурирует с более специализированными индустриальными гигантами. Посмотрите для примера спектр интересов таких концернов, как PepsiCo, Reckitt Benckiser, Bayer, … И таких примеров – сотни и тысячи во всём мире. А теперь подумайте ещё раз – Вы абсолютно уверены, что знаете наперечёт всех игроков на интересующем Вас рынке, всех потенциальных покупателей патентов, лицензиатов или инвесторов в Ваше изобретение?


3. Теперь давайте посмотрим на проблему поиска покупателя патента или инвестора в изобретение немного с другого ракурса. Допустим, патентовладелец – сам или с помощью профессионалов в области монетизации патентов – составил релевантный перечень наиболее активных игроков на рынке. Патент у него качественный, и это засвидетельствовано профессионалами. Но предлагать вниманию покупателя или инвестора просто патент как таковой – не очень продуктивно. Это скучно, и вряд ли «зацепит» партнёра по переговорам. Предлагать надо патент и что-то, что можно пощупать руками или хотя бы рассмотреть – в презентации, на сайте, в промо-ролике. Какой-то продукт, товар или услугу под защитой этого патента. Да, с учётом того, что итоговый продукт сначала будет проверяться на патентную чистоту. Что в готовом виде он, скорее всего, будет выглядеть не совсем так (или совсем не так), и, может, будет не один, а сразу в составе продуктовой линейки. И т.д. и т.п. Это всё так. Но важно «зацепить» внимание покупателя или инвестора зримым, осязаемым образом конечного результата – одним, ярким, жизнеспособным, работающим, с ясными и понятными потребительскими ценностями. Покупатель или инвестор прекрасно понимает, что перед ним всего лишь рыночная гипотеза, но если эта гипотеза убедительная, обоснованная, бьющая в чётко обозначенную понятную цель – это залог успеха.


И теперь давайте вновь спросим себя: а разве сам изобретатель не имеет такого чёткого представления? Не всегда. Есть два важных обстоятельства.


Первое, менее важное обстоятельство, но его тоже следует иметь в виду. Иногда, чисто из юридических соображений (например, чтобы соответствовать требованиям патентного ведомства в отношении описания технического результата, отличительных признаков и т.п.), в заявке приходится писать не совсем про то назначение, которое реально подразумевается. Это особенно часто происходит в заявках в области программного обеспечения и информационных технологий. Например, патентуется application для повышения конверсии от посетителей, но в качестве технического результата конверсию от посетителей «в руках пощупать» трудно, поэтому привлекаются сложные формулировки, связанные с повышением стабильности потока обращений в единицу времени и прочее.


Но чаще ситуация бывает такая: сам изобретатель обычно очень крепко привязан к тем вариантам назначения технического решения, которые прописаны в его патенте – и дальше этих вариантов он не видит и не хочет видеть. А прописанные варианты могут быть скучными и малопривлекательными. В таком случае профессионалы в области монетизации патентов, которые работают с этим изобретателями, решают сложную и нестандартную задачу правильного рыночного позиционирования изобретения – таким образом, чтобы правильно подать его рынку, выбрать самую топовую аппликацию, не привязываясь к «лобовому» назначению, прописанному в патенте.


Приведём один пример из практики. Рассматривался патент (вполне качественный) на новую необычную конструкцию вентилятора. При всём остроумии и неожиданности конструкции возник закономерный вопрос: как быть с рыночным позиционированием? Достаточно зайти на сайт Alibaba, чтобы увидеть, насколько плотно забит этот рынок – предложения патентованные, предложения непатентованные, супердешёвые, суперпрестижно-дорогие, всё что угодно. В итоге было найдено неожиданное решение: позиционировать не вентилятор как таковой, а новое прорывное решение по профилактике мужского бесплодия. Да-да, именно так. Связь очевидна: сидячий образ жизни (чаще всего в офисном кресле за компьютером), вследствие этого перегрев органов малого таза, и пагубное влияние на соответствующие функции и органы. А должным образом спозиционированное (и в пространстве и на рынке) запатентованное решение легко решает проблему локального перегрева.


Т.е., подводя итог: позиционирование должно содержать некую «изюминку», желательно – с элементом лёгкого «скандала» – вот тогда можно уверенно идти и предлагать свой патент покупателям, лицензиатам, инвесторам …


С уважением, компания «Управление интеллектуальной собственностью»

Share on Facebook
Share on Twitter
Please reload

COPYRIGHT ©2017. ООО "Управление интеллектуальной собственностью". Disclaimer.