Patent for sale - pessimistic analysis result

May 11, 2018

К нам регулярно обращаются изобретатели, намеревающиеся продать изобретение, полезную модель или промышленный образец. После знакомства с Формой Обращения на нашем сайте, детально расписывающем шаги взаимодействия с интересантами в отношении продажи патентов, осуществляется предварительный анализ патентов, предполагаемых к продаже, и рекомендации по их коммерциализации. К сожалению, иногда качество патента оказывается неудовлетворительным, о чём мы вынуждены честно сообщить патентообладателю, ибо, как известно, «честность – лучшая политика». Далее мы приводим недавний кейс в качестве типичной «истории болезнии» изобретателей, и предостережения – как ни в коем случае нельзя писать патент на изобретение, если вы хотите его продать, а не приколотить к стене в позолоченной рамочке.
Итак.
Уважаемый имярек! Поскольку анализ и рекомендации проводятся с применением достаточно специфической профессиональной терминологии, позвольте неформальное пояснение.
Прежде всего, следует различать идею, замысел изобретения – и её представление в виде юридического документа (патента на изобретение).
Ваш изобретательский замысел, безусловно, очень интересный, понятный и востребованный. Востребованность изобретения – очень важная характеристика, очень многие отечественные изобретатели, к сожалению, страдают невниманием к рыночной востребованности своих изобретений, они предлагают оригинальные и остроумные решения проблем, которые мало кого волнуют (условно говоря, «способ шлифовки пушечного ядра для полёта на Луну» - да, это оригинально, но, к сожалению, на Луну никто не летает на пушечных ядрах!), и которым рыночная цена – ноль. В Вашем случае с востребованностью изобретения всё в порядке, и это большой плюс.
Но! Дальше неизбежно возникает следующий вопрос : насколько правильно и качественно идея изобретения изложена на языке юридического документа – патента на изобретение, каковы качества этого документа?
И вот тут, к сожалению, мы обязаны честно сказать Вам – Ваш патент написан слабо, и его качества весьма невысоки. По порядку.
1. Патентный поиск, из которого следует соответствие критерию новизны. В тексте описания Вы привели несколько ссылок – но только на российские патенты. В отчёт о поиске, проведённый экспертом, также включены документы только российского происхождения. Это признак небрежного, поверхностного поиска. Просто подумайте: какие страны приходят на ум при словах о … ? Ответ очевиден: Япония, Германия, Корея, США, Франция. Неужели Вы думаете, что в этих странах никто никогда не задумывался о решении той проблемы, которую решаете Вы в своём изобретении? Тогда почему в отчёте патентном поиске нет НИ ОДНОГО документа из ЕС, Японии, США, Кореи? Не 100% аналога – выявление такого аналога означало бы крах заявки по новизне и не-выдачу патента, – а б-м близких решений, по которым чётко виден предшествующий уровень техники, ближайшие аналоги, и из которых честно выбирается прототип. Ответ очевиден – небрежность в поиске. Это не Ваша вина, это общая беда практики патентных ведомств в последние несколько лет. Например, полгода назад мы столкнулись с патентом США на тему, по которой заведомо должны были быть аналоги в странах Юго-Восточной Азии. Тем не менее, эксперт американского патентного ведомства ограничился поиском только по американским патентам и заявкам. Общая, но, к сожалению, неявная, тенденция такова, что бремя патентного поиска и доказательства соответствия заявки критерию новизны перекладывается на заявителя. Но открыто об этом пока не говорится, в результате страдают изобретатели, которые доверяют тщательности поиска эксперта, а эксперты уже перестраиваются под новую тенденцию, про которую, однако, открыто изобретателям не считается нужным сообщать. Вдобавок, изобретатели нередко мыслят таким образом: вот я написал заявку, и хочу получить патент в РФ, или в США, или в, допустим, Германии. Какое отношение ко мне имеет то, что придумали в Японии, Корее, Китае, … - я-то хочу патент только в конкретной стране? Так вот, это заблуждение. Имеет, ещё какое имеет значение то, что придумывают в Японии, Корее, Китае и т.д. – потому что оценивается не локальная, а мировая новизна. Таково патентное право, такова практика правоприменения.
2. Описательная часть. Вы хорошо описали суть своего изобретения – простым, ясным и понятным языком. Но для качественного патента этого недостаточно – в патенте необходимы примеры реализации изобретательского замысла, которые снимают вопрос о промышленной применимости изобретения. У Вас в описании не приведено ни одного примера. Это сильно снижает качество патента.
3. И самое обидное – то, как написана формула Вашего патента. Она написана плохо и неправильно – многословно, с длиннотами, с указанием большого количества конкретных ситуаций – всё это совершенно неуместно. А обидность ситуации заключается в том, что вот все эти неуместные примеры конкретных ситуаций просто напрашиваются быть приведёнными в качестве примеров реализации в описательной части! Т.е., в Вашем патенте всё сделано ровно наоборот, по сравнению с качественным патентом: нет ни одного примера в описании, при этом формула битком набита условиями и ситуациями, место которым – именно в описательной части в качестве примеров. А формула должна итожить все эти примеры в виде короткой ёмкой юридически выверенной фразы – вот тогда формула гарантирует широкий объём прав.
Итог анализа Вашего патента: низкое качество патентного поиска делает патент уязвимым по критерию новизны, описательная часть неубедительна из-за отсутствия примеров реализации, формула многословна, страдает логическими противоречиями и не обеспечивает широкого объёма исключительных прав. Двумя словами – патент слабый. Поэтому мы отказались выступить посредниками (агентами) по продаже или любой другой форме коммерциализации этого патента. Невозможно «пристроить» слабый товар, покупатель на этом рынке не дурак, и мгновенно всё распознаёт.
Если требуются дополнительные пояснения, то вот они:
1. Почему бессмысленно и некорректно предлагать покупателю слабый патент? Потому, что низкое качество патента покупатель увидит сразу – он не дурак, как было сказано. А что значит для него низкое качество патента, и зачем он вообще покупает патент? Очевидно, чтобы производить товары или предоставлять услуги, которые не сможет копировать конкурент, т.к. они защищены патентом. Но если патент слабый, конкурент это увидит, и оспорит патент в суде – по новизне, по промышленной применимости, или потребует признать несостоятельным объём исключительных прав ввиду дефектности формулы. Естественно, мы не будем предлагать покупателю заведомо слабый товар, мы дорожим своей репутацией.
2. Предлагать слабый патент искушённому покупателю – это огромный риск для самого патентообладателя, т.е., для Вас. Потому что, «покупают только то, что нельзя украсть». А когда потенциальный покупатель видит заведомо слабо написанный патент, он, естественно, не спешит раскошелиться, отнюдь. На самом деле он в этот момент мысленно взвешивает, что ему выгоднее: просто наладить предоставление услуг или производство товаров с характеристиками, позволяющими не попасть под действие слабого патента, но, по сути, эксплуатируя идею, заложенную в Ваш патент? Или пойти дальше, развить идею, правильно её «обвязать» в патентом плане, и получить свой, несравненно более широкий и качественный патент, не только эксплуатирующий «подаренную» Вами идею, но и позволяющий «прижать» конкурентов? Ну а если Ваш исходный, слабый патент будет мешать – что ж, бывший потенциальный покупатель, а теперь Ваш враг и гонитель, может просто разгромить Ваш патент, подав судебный иск о признании мешающего ему патента несостоятельным (или хотя бы добиться урезания объёма исключительных прав мешающего ему Вашего патента до мизерных размеров). И это будет несложно, потому что мы говорим о слабом патенте – а значит, его можно громить и по новизне, и по промышленной применимости, и по объёму исключительных прав. И здесь важно понимать, что чем богаче потенциальный покупатель, тем больше у него возможностей – нанять классных патентоведов, оплатить дорогостоящий поиск по не-англоязычным патентным базам, и т.д. и т.п. Соответственно, чем дороже патентообладатель хочет продать свой патент (а дорогой товар, очевидно, с большей вероятностью может оплатить богатый покупатель), тем качественнее должен быть товар – потому что тем опаснее потенциальный покупатель по уровню своих возможностей.
Вот всё, что можно сказать по Вашему патенту – по возможности простыми словами.

Share on Facebook
Share on Twitter
Please reload

COPYRIGHT ©2017. ООО "Управление интеллектуальной собственностью". Disclaimer.